Skip to main content

БРАК В ПОЛИГРАФИИ

Дата публикации: .

Что делать, когда тираж г…но?

 

Брак в полиграфии – дело житейское и неизбежное. При чем понятие «брака» здесь настолько размыто, что даже откровенно некачественные тиражи становятся камнем преткновения и причиной бесконечных споров с типографией. Вам будут говорить о том, что печать – это сверхсложный процесс, сравнимый разве что с космическими технологиями НАСА. О том, что на результат печати влияют качество красок и бумаги, техническое состояние оборудование, температура и влажность в помещении, настроение печатника…

Конечно, это все так, и даже самочувствие работника типографии после выходных является важным фактором успешного тиража. Но если пазл не сложился и ваш заказ – откровенное говно, что можно сделать? О том, как минимизировать психопотери и не слить бюджет в типографическую трубу – рассказываем в этой статье.

В чем главная загвоздка?

2Во всех цивилизованных западных странах в договоре с заказчиком прописываются нормы печати, отвечающие международным стандартам. Клиент и типография защищены со всех сторон, поскольку субъективная оценка здесь не допускается. И капризы типа «Не тот цвет, не тот размер» не прокатят. В случае спорных ситуаций проводится денситометрия и спектрофотометрия. И если типография выполнила все условия, а тираж отвечает стандартам, претензии клиента не принимаются.

Как дела обстоят в России? Проверки у нас не проводятся, а инструментальные средства для контроля качества печати – скорее миф, а не реальность для большинства типографий. Брак в полиграфии определяется «на глаз». Для одних непростительный брак – это марашки и царапины, для других – несовпадение оттенков.

У большинства печатной продукции мелкие недостатки являются некритичным. Но это мнение типографии, и оно необязательно будет совпадать с мнением заказчика, который платит деньги за тираж. Часто позиция заказчика выглядит примерно так «Брак – это все, что я сочту таковым». И таким трудно что-то доказать.

Допускаются нормы брака

  • Погрешность в точности совмещения красок 0,1мм.
  • Небольшие царапины 0,3 - 10 мм.
  • Выщипы диаметром в 0,3 мм.
  • Не допускаются слипание отдельных страниц, перетискивание изображения, непропечатка.
  • Сдвиг тетрадей не должен быть выше 1мм.
  • Отсутствие сторонних элементов, загрязнённости диапозитивов.
  • Погрешности при вырубке, резке и фальцовки не более 1 мм.
  • Не допускаются следы от фрагментов отделочного оборудования.
  • Ровность прилегания ламината не меньше 97%.
  • несовмещение плашек не должно быть выше 2 мм.
       

Даже жестокая конкуренция в сфере полиграфических услуг не влияет на совершенствование качества печати. Здесь, как и раньше, допускается брак 4-6%.

Можно ли компенсировать бракованный тираж?

Брак должен компенсироваться! ГОСТ 18242-72 фиксирует допустимую долю бракованной продукции в тираже. Если типография учитывает эти нормы, допечатывать тираж или возвращать заказчику деньги не придется.  Т.к. правильная типография сразу печатает бОльший тираж, чтобы иметь запас для отбраковки продукции.

Но опять же, здесь многое зависит от самого клиента. Если для заказчика критично получить строго определенное количество высококачественных экземпляров, то имеет смысл заблаговременно заказать и оплатить больший тираж, где будет включена допускаемая норма на брак.

Порядочная типография переделает бракованный заказ за свой счет, если ошибка произошла по ее вине. Большинство исполнителей «ловят» брак на ранних стадиях, когда не поздно исправить ситуацию, а не втюхивают клиенту откровенное барахло по принципу "и так сойдёт".

Что касается сроков исполнения заказа, то здесь типография всегда права, и компенсации за не вовремя выполненный заказ не ждите. Если сроки поджимают, лучше обращаться в типографию, где имеется дублирующее оборудование. Потому что непредвиденные ситуации могут случиться на любом производстве. О важности ускоренного выполнения заказа предупреждайте заранее!

Компромиссное решение в любой спорной ситуации можно найти всегда, ведь взаимоотношения типографии и клиента двухсторонние.

Как минимизировать риски со стороны Клиента в работе с типографией:

  1. Подписывайте техническое задание.
  2. Утверждайте макет перед печатью.
  3. Задавайте вопросы, если Вам что-то не понятно.
  4. Согласовывайте цветопробу, пробный образец. (Это будет стоить отдельных денег).
  5. Обращайтесь в типографию «Алес» - мы любим свою работу и своих клиентов )))